cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 186 ОТКРЫТОГО АКЦ ИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ДЕТСКИЙ САД № 186 ОАО «РЖД»)











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИР ТАНЦА »
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 3 -4 лет
Срок обучения: 1 год





Автор - разработчик: Мальцева Татьяна Владимировна,
музыкальный руководитель
детского сада № 186 ОАО «РЖД»




Омск, 202 2 год
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом
детского сада № 186 ОАО «РЖД»
Заведующий
детским садом № 186 ОАО «РЖД»
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г. ________________А.Н. Рыспаева
Прика з № 43/1 -УВР от 01.09. 2022 г.

.

Страница 2

2

Оглавление
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1 Нормативная база 3
1.1.2. Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Мир танца»
4
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Дополнительной общеразвивающей
программы «Мир танца»
4
1.1.4. Значимые для разработки дополнительной общеразвивающей программы
«Мир танца» характеристики, в том числе, характеристики особенностей
развития детей 5-6 лет
5
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Мир танца»
6
1.2.1. Целевые ориентиры 7
1.2.2. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального
развития детей
7
2. Содержательный раздел 9
2.1. Описание образовательной деятельности 9
2.2 Особенности взаимодействия с семьёй 16
3. Организационный раздел 16
3.1. Материально -техническое обеспечение д ополнительной общеразвивающей
программы «Мир танца»
17
3.2. Учебно -методическое обеспечение Дополнительной общеразвивающей
программы «Мир танца»
17











Страница 3

3

1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Занятия хореографией предоставляют широкие возможности для развития ребенка:
от изначального пробуждения интереса к искусству танца, до овладения основами
профессионального мастерства. Хореография, как вид искусства, обладает скрытыми
резервами для развити я и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным
средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей
выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Движение и музыка, влияя
на ребенка, одновременно формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели,
формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью,
координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, л учше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои
знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их
здоровье. Они способствуют п равильному развитию костно -мышечного аппарата,
избавлению от физических недостатков, корректируют нарушения осанки, формируют
красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышаю т жизненный тонус. В танце
находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая
фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам передавать эмоцию через
пластический образ. Выступления перед зрителями являются воспита тельным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для
реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы,
товарищества.
Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнут ь в мир музыки и
танца. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир танца» (далее - Программа)
предполагает проведение занятий с детьми средней , старшей, подготовительной групп
дошкольного возраста без специального отбора детей. Содержание Программы
расп ределено таким образом, что в учебном году воспитанники овладевают определенным
минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи
для достижения основной цели. Для воспитанников разработан курс с учетом их
психологического и физического развития. Продолжительность занятия в группе 30
минут.
1.1.1 Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2021г.).
2. СанПиН 2.4.3648 -20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
января 2020 г. № 28.

Страница 4

4

3. СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасност и и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
января 2021 г. № 2.
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства рос сийской Федерации от 31.03.2022 года № 678 -р.
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
программам».
6. Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 186
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее -
Учреждение) .
1.1.2 Цел ь и задачи программы:
Цель Программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных
задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
 формировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и
djZkhlm
 прививать детям умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в
^\b`_gbb
 знакомить с основами танца;
 укреплять костно -мышечный аппарат вос питанников, развивать силу,
\ughkeb\hklvdhhj^bgZpbx^\b`_gbc
 совершенствовать выразительность исполнения;
 формировать художественно -образное восприятие и мышление;
 воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
1.1.3 Принципы и подходы к формир ованию Программы.
1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни
значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем , что
этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
3. Постепенность в развитии природных данных обучающегося.
4. Строгая последовательность в овладении лексикой танца и техническими
приемами.
5. Системность и регулярность занятий.

Страница 5

5

Подходы к ф ормированию Программы.
Культурно -исторический подход (Л.С. Выготский) к развитию психики ребенка.
Развитие определяется как процесс формирования человека или личности, совершающийся
путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека,
подготовленных всем предшествующим ходом развития.
Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В дошкольном во зрасте деятельность
мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку
деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет
оказывать н а него развивающее воздействие. Расширение возможностей развития психики
ребенка -дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов
деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное
развитие ребенка.
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов)
к проблеме развития психики ребенка. Деятельность рассматривается как движущая сила
психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри
которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются )
психические процессы и возникают личностные новообразования.

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
Программа обеспечивает развитие детей в различных видах хореографической
деятельности с учётом их возрастных, индивидуаль ных психологических и
физиологических особенностей.
Особенности развития детей 3 - 4 лет :
В 3 -4 года формируется навык движения в соответствии с характером музыки, дети
учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются
танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах,
ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения. В этом возрасте дети
чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие
музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог
учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном
темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие
движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички
летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.). Дети ра зличают некоторые свойства
музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимают простейшие связи
музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различают
характер музыки (веселая — грустная). Дети знают разные способы ход ьбы, прыжков,
построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Осваивают
простейшие общие для всех правил в подвижных играх. Передают в движениях действий
знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.
По ме ре накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых
двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление
при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не
сталкиваясь и не меш ая друг другу; сохранять равновесие; бегать, не мешая друг другу,
бегать, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; мягко
приземляться; действовать по указанию педагога, активно включаться в подвижные игры.

Страница 6

6

Участвовать в игр ах и игровых упражнениях, которые направлены на развитие силы ,
координации движений, общей выносливости.
Дети способны освоить: порядок построения и перестроения (свободное,
врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг, в колонну п арами,
находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие
упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с
сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных
положениях (ст оя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений после
вступления. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким
подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами,
согласовывая движения рук и ног. Ходьба в колонне по одному, парами, в разных
направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с
остановками, с приседанием, с изменением темпа; мелкий бег, не опуская головы.
Прыжки: одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги,
ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением
вперед. Упражнения с разными предметами с одновременными и поочередными
движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, наклоны (вправ о,
влево), повороты.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в соответствии с целевыми
hjb_glbjZfbjZa\blby^_l_c^hrdhevgh]h\hajZklZ
1.2.1 Целевые ориентиры
1. Проявляет интерес к творческой деятельности.
2. Понимает правила поведения.
3. Умеет контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
4. Умеет взаимодействовать со сверстниками на занятиях, умеет вести себя в группе во
время занятий.
5. Знает, понимает термины хореографического искусства, изучаемыми в рамках
программы.
6. Исполняет танцевальные движения и комбинации с помощью педагога и
самостоятельно.
7. Проявляет первоначальные умения в передаче характера и манеры исполнения
движений, комбинаций в игр овых упражнениях, хореографических этюдах в соответствии
с характером музыкального сопровождения.
К концу освоения программы ребёнок должен знать:
- позиции и положения рук и ног;
- названия движений;
- правила исполнения движений и комбинаций;
- порядок п остроения и перестроения.
К концу освоения программы ребёнок должен уметь:
-воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять ритмические, логоритмические упражнения и хореографические композиции.

Страница 7

7

1.2.2 Технологии педагогической диагностики (мониторинга) результатов
индивидуального развития детей
Система оценки планируемых результатов обучения :
- успешное освоение комплексной программы по разделам обучения;
- прирост хореографических достижений;
- заинтересованность детей в выбранной деятельности;
- участие в концертных выступлениях.
Система отслеживания результатов предусматривает педагогическое наблю дение, показы,
концертные выступления
Чтобы убедится в прочности знаний, умений, эффективности обучения по данной
программе проводится контроль:
- промежуточный – итоговое занятие в конце первого полугодия,
- итоговый - показательные выступления, участие в концертах.
Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:
Высокий уровень Выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному
возрасту
Средний уровень Недостаточно чёткое выполнение всех показателей и заданий,
соответствующих данному возрасту
Низкий уровень Не выполнение всех показателей и заданий, соответствующих
данному возрасту

Показатели для определения уровня хореографического развития:
№ Параметры Фамилия Имя
ребёнка
Начало
года
Середина
года
Конец
года
1 Интерес потребность в
хореографии

2 Музыкальность
3 Выразительность исполнения
4 Способность к импровизации
5 Развитие двигательных навыков
(освоении движений в
соответствии с программным
содержанием)

6 Двигательные качества
(координация, техника,
пластика)

7 Подвижность, лабильность
нервных процессов (менять
характер движения в
соответствии с музыкой, менять
направление движений,
ориентироваться в рисунк е
танца)

8 Формирование правильной
осанки

Страница 8

8

Карта оценивания результатов.
Критерии Показатели
1. Проявляет интерес к творческой
деятельности.
1.Проявляет познавательный интерес и мотивацию
к хореографии –3 балла .
2.Проявляет интерес к танцам –2 балла .
3. Периодически проявляет интерес к изучаемой
предметной области, недостаточно активен на
занятии
4. Пассивен в учебной и игровой деятельности – 0
баллов .
2.Понимает правила поведения 1.Демонстрирует правила поведения на занятии – 3
балла .
2.Знает и применяет правила поведения -2 балла .
3.Имеет представления о правилах поведения на
занятии, но не применяет их – 1 балл .
4.Пасивен в своих действиях –0 баллов .
3. Умеет контролировать свое
поведение в соответствии с
общепринятыми нормами

1.Самостоятельно и стабильно соблюдает правила
дисциплины в учебном процессе, демонстрирует
поведение, соответствующее общепринятым
нормам – 3 балла .
2.Соблюдает правила дисциплины в учебном
процессе и демонстрирует поведение,
соответствующее общепринятым нормам под
контролем педагога – 2 балла .
3.Иногда соблюдает правила дисциплины в
учебном процессе и демонстрирует поведение,
соответствующее общепринятым нормам – 1 балл .
4.Не соблюдает правила дисциплины в учебном
процессе и не демонстрирует поведение,
со ответствующее общепринятым нормам – 0
баллов .
4. Умеет взаимодействовать со
сверстниками на занятиях, умеет
вести себя в группе во время
занятий
1.Умеет договариваться в совместной деятельности
– 3 балла .
2. Умеет контролировать свои действия в
результате общения – 2 балла .
3.Умеет слушать собеседника – 1 балл .
4.Не умеет слушать и не контролирует свои
действия в результате общения – 0 баллов .
5. Знает, понимает и использует в
своей речи термины
хореографического искусства,
изучаемыми в рамках программы.

1. Осознанно использует в своей речи
терминологию хореографического искусства –3
балла.
2. Демонстрирует наличие знаний об
хореографических понятиях - 2 балла
3. Имеет представления об основных понятиях, не
применяя их на практике – 1 балл.

Страница 9

9

4. Не знает терминологию и основные понятия в
хореографии – 0 баллов.
6. Исполняет танцевальные
движения и комбинации с
помощью педагога и
самостоятельно.

1. Применяет исполнительские умения
(ритмичность, эмоциональность,
выразительность) –3 балла.
2.Демонстрирует ис полнительские умения в
соответствии с указаниями педагога –2 балла.
3. Исполняет не все движения и комбинации даже
с помощью педагога – 1 балл.
4.Пассивен в исполнении заданий –0 баллов.
7. Проявляет первоначальные
умения в передаче характера и
манеры исполнения движений,
комбинаций в игровых
упражнениях, хореографических
этюдах в соответствии с
характером музыкального
сопровождения.
1.Эмоционален, чувствует характер музыки – 3
балла.
2. Передает характер с помощью указаний педагога
– 2 балла.
3. Иногда демонстрирует эмоциональность – 1
балл.
4.Пассивен в исполнении заданий – 0 баллов.


2. Содержательный
2.1. Описание образовательной деятельности
Занятия по хореографии – это комбинированное занятие, включающее теоретическую и
практическую части. Теорет ическая часть включает в себя беседы, рассказ. Практическая
часть – это тренировочные занятия, показ, демонстрация, открытые занятия, творческие
выступления.

Календарно - тематическое планирование
№ Тема Часы Дата
I Ведение. Основные танцевальные движения. 8ч.
1. Поклон – вид приветствия на уроке 1ч.
2. Постановка корпуса, положения рук, ног 1ч.
3. Основные танцевальные шаги 2ч.
4. Прыжки 1ч.
5. Виды бега 1ч.
6. Основные танцевальные движения 2ч
II Партерная гимнастика 8ч.
1. Упражнения для растяжки и укрепления стоп 2ч.
2. Упражнения для развития выворотности 2ч.
3. Упражнения для развития плечевого сустава и укрепления
мышц спины.
2ч.
4. Упражнения для растяжки. 2ч.
III Построение и перестроение 6ч.
1. Построение в линии 2ч.
2. Построение круга 2ч.
3. Понятия «интервал» 2ч.
IV Музыкально – ритмические упражнения 10ч.

Страница 10

10

1. «Два котёнка» 2ч.
2. «Тук – тук, молоток» 2ч.
3. «Зоопарк» 1ч.
4. «Танец червячка» 2ч.
5. «Шарики» 1ч.
6. «Ладушки» 1ч.
7. «Паровоз» 1ч.
V Игры с танцевальными элементами 4ч.
1. «Тетёра» 2ч.
2. «Вежливый танец» 2ч.
VI Хореографические композиции 24ч.
1. Детский танец «Чебурашка» 4ч.
2. Детский танец «Цыплята» 4ч.
3. Детский танец «Зарядка» 4ч.
4. Детский танец «Два весёлых гуся» 8ч.
VII Концертная деятельность 2ч
VIII Контрольные занятия 2ч.
1. Итоговое занятие 1ч.
2. Открытое занятие 1ч.
Итого 64 ч.

Содержание программы
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой
обучения на хореографическом занятии, границы их сглаживаются. На одном и том же
занятии происходит изучение элементов из разных разделов программы (одновременно
выполняются задачи физического и музыкального развития) и ведётся постановочная
работа танцева льных композиций.
I. Ведение. Основные танцевальные движения.
1. Поклон – вид приветствия на занятии.
Беседа. Дети знакомятся с правилами поведения на занятии, с порядком построения.
Практическая часть: Построение на начало занятия. Проучивание поклона. Иг ра на
знакомство «Ладушки»
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
2. Постановка корпуса, положения рук, ног
Беседа. Показ. Дети изучают основы хореографии (положение корпуса, позиции ног,
положение и позиции рук). Правильно поставленный корпус – зало г устойчивости.
Практическая часть: Обучающиеся выполняют упражнения на постановку корпуса.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3. Основные танцевальные шаги
Беседа. Показ. Изучают виды танцевальных шагов (марш, шаг на п/п, шаг с высоким
забрасыванием голени назад, приставной шаг), знакомятся с основными правилами
исполнения.
Практическая часть: Выполнение шагов на месте и по кругу.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4. Прыжки
Беседа. Показ. Изучают виды прыжков. Знакомятся с основными правилами исполнения.
Практическая часть: Выполнение прыжков на середине зала

Страница 11

11

Форма контроля: педагогическое наблюдение.
5. Виды бега
Беседа. Показ. Дети изучают виды танцевального бега (легкий б ег на п/п, бег
«коняшкой»), знакомятся с основными правилами исполнения.
Практическая часть: Выполнение бега на месте и по кругу.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
6. Основные танцевальные движения
Беседа. Показ. Дети изучают понятие , «приставной шаг» знакомятся с правилами его
исполнения.
Практическая часть: дети знакомятся с правилами исполнения «приставного шага».
Выполняют «приставной шаг»
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
II. Партерная гимнастика
1. Упражнения для укрепления и растяжки стоп
Рассказ. Показ. Дети знакомятся с необходимостью занятий партерной гимнастики, с
правилами исполнения и порядком исполнения движений в комплексе. Разучивают
упражнения для стоп.
Практическая часть: Выполнение упражнений для стоп на полу.
Фо рма контроля: педагогическое наблюдение.
2. Упражнения для развития выворотности
Беседа. Показ. Дети разучивают упражнения для выворотности и выработки силы ног.
Практическая часть: выполняют комплекс упражнений для выворотности.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3. Упражнения для развития гибкости
Беседа. Показ. Дети разучивают упражнения для развития гибкости.
Практическая часть: выполняют комплекс упражнений для развития гибкости.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4. Растяжка
Беседа. Показ. Дети изучают понятие «Растяжка мышц». Знакомятся с правилами
правильного исполнения упражнений.
Практическая часть: выполняют упражнения на развитие эластичности мышц,
упражнения на выработку шага.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
III . Построение и перестроение
1. Построение в линии
Беседа. Показ. Дети учатся строиться в две и три линии. Проводятся игровые упражнения
на запоминание своего места.
Практическая часть: выполнение упражнений на закрепление темы.
Форма контроля: виктор ина «Кто быстрей!».
2. Построение в круг.
Беседа. Показ. Дети, держась за руки, строят круг маленький и большой.
Практическая часть: выполняют упражнения.
Форма контроля: игра «Надуй шарик»
3. Понятия «интервал»

Страница 12

12

Беседа. Показ. Дети знакомятся с понятием « интервал». Учатся строиться в две и три
линии на вытянутые руки. Учатся двигаться по кругу, не догоняя друг друга.
Практическая часть: выполнение упражнений на закрепление темы.
Форма контроля: игра «Сохрани шарик!».
IV . Музыкально -ритмические упражнения
1. «Два котенка»
Беседа. Показ. Дети изучают понятие «ритм», «темп». Изучают разные виды темпа в
музыке и отличительные особенности темпа. Дети изучают понятие «ритм»,
«ритмический рисунок».
Практическая часть : выполнения упражнений: «Два котенка».
Дети, осваивая упражнения, пытаются с помощью движений, ритмических комбинаций,
мимики передать характер упражнений.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
2. «Тук -тук молоток»
Беседа. Показ. Дети изучают понятие «ритм», «темп». Изучают разные виды тем па в
музыке и отличительные особенности темпа. Дети изучают понятие «ритм»,
«ритмический рисунок»
Практическая часть : выполнения упражнений: «Тук -тук молоток». Дети, осваивая
упражнения, пытаются с помощью движений, ритмических комбинаций, мимики передат ь
характер упражнений.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3. «Зоопарк»
Беседа. Показ. Дети изучают понятие «образ», «образ в движении».
Практическая часть: Дети исполняют упражнение «Зоопарк». Дети создают образ и
пытаются с помощью движений, ми мики передать образ задуманного персонажа.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4. «Танец червячка»
Беседа. Показ. Дети изучают понятие «образ», «образ в движении».
Практическая часть: Дети исполняют упражнение с ленточками «Танец червячка». Дети
со здают образ и пытаются с помощью движений, мимики передать образ задуманного
персонажа.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
5. «Шарики»
Беседа. Показ . Проучивание упражнения с предметами.
Практическая часть: выполнение упражнений для определения ха рактера музыкального
произведения.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
6. «Ладушки»
Беседа. «Что такое вежливость. Слово «Спасибо» сказать поклоном».
Практическая часть: выполнение упражнения «Ладушки».
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
7. «Паровоз»
Беседа. Показ. Дети изучают построение друг за другом.
Практическая часть: выполняют упражнение «Паровоз».

Страница 13

13

Форма контроля: педагогическое наблюдение.
V. Игры с танцевальными элементами
1. «Тетёра»
Беседа. «Что такое хоровод. Особенности хороводного построения и передвижения».
Правила игры.
Практическая часть: проведение игры «Тетёра».
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3. «Вежливый танец»
Беседа. «Что такое вежливость». Правила игры «Вежливый тане ц».
Практическая часть: проведение игры «Вежливый танец».
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
VI . Хореографические композиции
1. Детский танец «Чебурашка»
Беседа. Показ. Знакомство с основной идеей номера. Разучивание танца.
Практическая часть: демонстрация танца.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
2. Детский танец «Цыплята»
Беседа. Показ. Знакомство с основной идеей номера. Разучивание танца.
Практическая часть: демонстрация танца.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3.Детский танец «Зарядка»
Беседа. Показ. Знакомство с основной идеей номера. Разучивание танца.
Практическая часть: демонстрация танца.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4. Детский танец «Два весёлых гуся»
Беседа. Показ. Знакомство с основной идеей номера. Разучивание танца.
Практическая часть: демонстрация танца.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
VII. Концертная деятельность
Участие в календарных праздниках . Подготовка хореографической композиции.
Выступление на празднике.
VIII . Контрольные занятия
1. Итоговое занятие
Практическая часть: демонстрация полученных знаний и навыков за 1 учебное
полугодие.
Форма контроля: мониторинг.
2. Открытое занятие
Практическая часть: демонстрация полученных знаний и навыков за учебный год.
Форма контроля: мониторинг.
Особенности проведения учебного хореографического занятия

Страница 14

14

Занятия по хореографии – это комбинированное занятие, включающее теоретическую и
практическую части. Теоретическая часть включает в себя беседы, рассказ. Практическая
часть – это тренировочные занятия, показ, демонстрация, открытые занятия, творческие
выступления.
Формы и методы образовательного процесса
Для успешного построения образовательного процесса используются следующие формы
обучения:
По составу участников: - фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная работа
По способу организации: - учебные занятия;
- открытые занятия;
- репетиция;
- концертная деятельность;

Методы обучения
Объяснительно – иллюстративны й:
• объяснение педагога;
• показ педагога;
• беседа;
• рассматривание иллюстраций
Практически й:
• репродуктивные упражнения;
• репетиции;
• концертная деятельность.
Игровой:
• сюжетно -ролевая игра;
• ассоциативные игры и задания;
• двигательные инсценировки -драматизации
Диалоговый метод: способствует формированию у детей навыков конструктивного
общения: умения слушать педагога, собеседника, выражать свое мнение.
Методы, способы передачи знаний, умений и навыков
1. Словесные методы :
• рассказ;
• беседа;
• дискуссия;
• голосовые сигналы (счет, подсказки).
2. Наглядные методы :
• показ движений педагогом;
• просмотр видеоматериалов;
• визуальные сигналы (специальные сигналы, обозначающие движение, •
gZijZ\e_gb_^\b`_gby_]hgZqZehbih\lhj_gb_kq_ljbkmgdblZgpZ 
3. Практические методы :
• метод многократного повторения;
• элементы классического экзерсиса;

Страница 15

15

• танцевальные комбинации на развитие музыкальности, чувства ритма, •
dhhj^bgZpbb\ughkeb\hklb
• логоритмические упражнения;
• игры с танцевальными элементами.
Мет оды, способы и приёмы стимулирования и мотивации детской деятельности
Эмоциональные :
• поощрение;
• создание ситуаций успеха;
• предоставление возможности выбора.
Волевые :
• предъявление требований;
• информирование о результативности обучения;
• самооценка;
• рефлексия поведения;
• прогнозирование результатов.
Социальные :
• создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества на занятии.

2.2 Особенности взаимодействия с семьёй
Организационно -педагогическая деятельность с родителями учащихся включает в себя
участие родителей в совместных мероприятиях учреждения и коллектива, проведение
родительских собраний, организации концертной деятельности.
Формы работы Задачи
Проведение организационных бесед
с родителями, проведение
родительских собраний.
Знакомство родителей с программой и планом на
текущий учебный год.
Анкетирование родителей. Знакомство родителей с программой и планом на
текущий учебный год.
Индивидуальные беседы,
консультации.
Учет мнения родителей об образовательном
процессе, помощь родителям и приобщение их к
увлечению ребенка.
Организация выступлений и
открытых занятий для родителей.
Отчеты о работе детского объединения.

3. Организационный раздел
Материально -техническое состояние здания и терри тории Учреждения
соответствует действующим СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, Са нПиН
1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 , правилам пожарной б езопасности,
требова ниям охраны труда , требованиям антитеррористической защищенности объекта.
Для обеспечения безопасности пребывания воспитанников в Учреждении
привлекаются силы и средства для обеспечения антитеррористической защищенности
объекта: частное охранное предприяти е, г руппа задержания ФГКУ «УВО ВНГ РФ по
Омской области» . Учреждение обеспечено проводной и мобильной связью, выполнен

Страница 16

16

монтаж автоматической пожарной сигнализ ации и системы оповещения людей, а также
резервного пожарного освещения, о беспечено средствами первичного пожаротушения.
Установлено видеонаблюдение , КТС GSM ФГКУ УВО ВНГ России по Омской области .
Вся территория ограждена, освещена, имеется видеонаблюдение .
3.1 Материально -техническое обеспечение Программы
- Помещение для занятий: м узыкальный зал .
- Музыкальный центр.
- Аудиоматериал.
- Элементы костюмов и реквизит: платочки, платки, ленты, цветы, листья;
- Детские музыкальные инструменты: ложки, палочки, бубны, свистульки и др.
- Разнообразная атрибутика : игрушки; листочки по количе ству детей;
- Костюмы для выступлений ;
- Видеозаписи с методическим материалом .
3.2. Учебно - методическое обеспечение Программы
1. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка - Пресс, 2006.
2. Скрипниченко «Чудо -ритмика»/ Программа по хореографии для детей 4,5 -6,5 лет,
Соликамск, 2010. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб: Просвещение, 1996.
Бриске И.
3. Э. Мир танца для детей. - Челябинск, 2005. Ваганова А. Я. Основы классического
танца. - Л.:Просвещение, 1980.
4. Захаров В. М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 1986. Константинова А. И. Игровой
стретчинг. - СПб.: Вита, 1993. Константинова Л. Э. Сюжетно -ролевые игры для
дошкольников.
5. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. -
СПб: Искусство, 1993.
6. Пурт ова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.: Владос, 2003
7. Уральская В. И. Рождение танца. - М.: Варгус, 1982.
8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Сафидансе»: Танцевально - игровая гимнастика для
детей. - СПб.: «Детство - пресс».
Список литературы для педагогов
1. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных
заведениях. – К.: Муз. Украина, 1985.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., 1963.
3. ГалейзовскийК. Образы русской народной хореографии. М., 1964 .
4. Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983.
5. Игры, хороводы, танцы. М.: Просвещение, 2005.
6. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2003.
7. Кутасова Самодеятельный танцевальный коллектив. М.: Профиздат,1999.
8. Конарова Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.,
2008.
9. Музыка и движение, М.: Просвещение, 2007.
10. Новер Ж. Письма о танце и балетах. М., 2000.
11. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.:
Просвещение, 1998.
12. Программа для культурно -просветительских училищ (специализация хореография).

Страница 17

17

М., 1974.
13. Программа по классическому танцу и ритмике (начальные классы) для
самодеятельных хореографических детских студий. Хабаровск,2008.
Список литературы для р одителей
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: «Айрис -пресс», 2000.
2. Бекина С.И. Музыка и движение.М.,2006.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество. Изд.2 -е. М., 2008.
4. КопороваЕ. Ритмика. М.,2012.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира де тей.Ярославль: Академия
развития,2010.
6. Пасотинская В. Волшебный мир танца.М.,2000.
7. Захаров Р. Беседы о танце.М.:Профиздат, 2012.
8..Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ -топ каблучок. Танцы в
детском саду. - С. -Петербург.: «Композитор», 2000. –83с.
9. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971. Ритмика и танец.
Программа. – М., 1980. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.
10. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №8.
11. Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976
12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально - игровая гимнастика
для детей. - СПб.: «Детство - пресс»., 2001.
13. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Про свещение, 1984.
14. Колодницкий Г.А. - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. -
М.: Издательство «Гном -пресс», 1997